Владимир Фёдоров.
РИМСКИЕ ШТУДИИ
Антирусские
и антиправославные историки; всевозможные современные "обоснователи"
некой "негативной эксклюзивности" России и русских; обманщики, лукаво
выводящие те или иные беды нашей страны не из конкретных исторических ситуаций,
а из антинаучных, с расистским душком, представлений об "извечном русском
рабстве"; "генетической предрасположенности русских к
тоталитаризму"; "тоталитарной парадигме России" - когда совсем
уж вставать на позиции пещерного расизма и утробного антируссизма неудобно,
частенько пытались и пытаются по сей день "вывести" зловредные
"русские рабство и деспотизм" из "византизма": дескать,
Россия явилась духовной и политической преемницей Византии. Последняя же являла
собою царство мрака, бесправия и даже... Тоталитаризма! "Византийский
тоталитаризм" приспособил к делу Г. Федотов: "Византинизм есть тоталитарная культура, с сакральным характером
государственной власти, крепко держащей Церковь в своей не слишком мягкой руке.
Византинизм исключает всякую возможность зарождения свободы в своих
недрах". ("Россия и свобода").
Нынешняя
антиправославная "общественность" с удовольствием повторяет его - то
ли лукавые, то ли малограмотные - заклинанья.
Чтобы
уберечь читателя (особенно, если он никогда не интересовался историей
Византийской Империи) от "магического действия" псевдолиберальных
"мантр" и мифов, попробуем разобраться - что же собою представляла
Византия в политическом, общественном, экономическом и культурном отношении?
1.
Начнём с того, что не было никакой "Византийской Империи".
Вопрос:
откуда и зачем она "появилась"?
Тут
надо иметь в виду три обстоятельства.
Во-первых,
Римская Империя (именно так именовало себя это государство со столицей в
Константинополе - и именно так следует его называть; себя же
"византийцы" именовали ромеями,
т.е - по-гречески - римлянами; свою страну они называли ещё
"Романия"; т.е., по-русски, буквально - "Римия") - по
крайней мере, до дичайшего погрома её варварами-крестоносцами, - являла собою
носителя непрерывной и аутентичной
римско-античной - истинно европейской
- традиции и государственности. Разумеется, здесь надо ввести множество
естественных поправок, которые время вносит в развитие любого государства.
Во-вторых,
на Западе эта традиция - увы! Была во многом утрачена из-за тотального
разрушения и всеобщего хаоса, произведённых Европейской Революцией
("Переселением Народов") IV-V вв. При этом авторитет, непревзойденная образцовость,
недостижимость-идеальность Римского Государства были таковы, что полудикие
варвары, овладевшие Европой, постоянно апеллировали к этой традиции, благоговели перед ней.
Политический
гений VIII века - Карл Великий
- восстановил, наконец, эту традицию (Традицию!)
и на Западе тоже... Но что же это могла быть за Реставрация? Суррогат,
паллиатив, наивная имитация... Особенно - в условиях неукротимого и
всепобеждающего развития классической феодальной системы. Карлово Возрождение
как культурный феномен (которым я, кстати, восхищаюсь куда более, чем
Возрождением-II) тоже - строго говоря
- было грубой имитацией (но как самостоятельное явление - великолепно!)...
Неумело-подражательный
и примитивный характер этой "Реконструкции" в особенности был заметен
на фоне живой римской истории и традиции.
Властолюбивый (но умный и гораздо более совестливый, нежели позднейшие
политики) Карл не смел провозгласить себя Императором! Император Римский -
единственный (всякие штучки времён Константина и ранее: 2-3 Цезаря в единой
формально Империи - к тому времени подзабылись). Император сидит в Константинополе!
Только
переворот Ирины дал ему "карт бланш" на Империум (женщина не могла
быть "Делегатом Империума").
Но
и с узурпаторшей он вёл переговоры о браке, чтобы как-то "утрясти это
дело"...
В-третьих,
уровень развитости аутентичного Римского Государства, состояние римского
общества, уровень римских технологий и общей культуры были таковы - на фоне
остальной Европы... Ну вот представьте себе инопланетян, прилетевших на Землю и
вынужденно на ней обосновавшихся (скажем, из-за поломки космоплана). С удивлением
и брезгливостью глядящих на нас... И нас - дикарей, никак не могущих понять,
как это Сыны Неба умудряются проходить сквозь стены?!
Помимо
всего прочего, у "западноевропейцев", а равно - у восточных славян (и
у "ведущей и направляющей силы" их общества - руссов: варяжской
"братвы") возник стойкий комплекс неполноценности глухого провинциала
(это в лучшем случае!). Одни придумали "Византию": "Настоящий (к
тому же - и город с таким названием)
Рим - у нас, где Папа!". Другие - воспользовавшись окончательным крушением
Империи (прямо и честно скажу: к тому
времени - Восточной её половины; ибо римская добротность Западного Райха -
Священной Римской Империи Германской Нации - в 1453 г. - несомненна!) - объявили себя законными
"продолжателями её бессмертного дела": "Москва - это Рим
сегодня!"... Дескать: "Маркс, конечно, сделал кое-что... Но вот тов.
Сталин - выше некуда!"...
Столкнулись
два грубых и кривых отображения Великой Традиции - появилось надуманное понятие
"Византия" (будем точными: слово
"Византия" - от городка Византий, существовавшего в древности где-то
на территории позднейшего Константинополя, - было придумано европейскими авторами XVII века).
Был
создан миф. Он укреплялся на фоне противостояния Папского Рима и
"неохваченных и несознательных хлопцев с востока Европы". Отчасти -
Германо-Римского Райха и Русского Ц(ез)аря... Любопытно, что Димитрий II (именуемый с подачи
"демократически избранного царя" Василия Шуйского всякими
последующими иловайскими "Гришкой Отрепьевым") ничтоже сумняшеся
титуловал себя "Императором", что приводило Папу и Германский
Рейхстаг в неистовство...
А
уж когда сей миф попал в руки культурных фальсификаторов на Западе и
литературных хлестаковых в России...
2.
В пору расцвета Средневековой Римской Империи ("Византии") по всей Европе
- от Парижа до Киева - господствовали феодальные отношения.
Главная характеристика классического
феодального способа хозяйствования - соединение в одних (деспотических) руках
государства и собственности. Это объединяет русское Средневековье с западноевропейским
и на 95% противопоставляет их обоих современной им Восточной Римской Империи.
При
феодализме классической и постклассической поры собственность (на основное тогдашнее средство производства - землю)
и власть (над теми, кто эту землю -
конкретную сениорию; феод etc. - населяет) принципиально
неразличимы. Причём, собственность носит условный
или, по крайней мере, юридически
условный, а власть - (теоретически)
временный характер: жалование от
сюзерена за добросовестную (или не очень) службу.
Строго
говоря, при классическом феодализме - на Руси ли, у франков ли - не было
никакого "государства", отдельного
от "должностного лица" (барона/боярина). Барон (граф; князь; маркиз и
т.д.) - он же распорядитель землёю+распорядитель поголовьем=ограниченный только
обычаем и своею "левой пяткой" (да ещё - когда более, когда менее -
своей собственной вассальной зависимостью) Господин (Dominus) - это и было
"государство".
Иное
было технологически невозможно в
тогдашней Европе от Атлантики до Урала.
Крупнейший
русский историк-"феодалист" Николай Павлов-Сильванский очень
скрупулёзно и безупречно показал в своих работах принципиальное тождество
русского и западного феодализмов. Объясняет он это - порою до смешного
буквальное - сходство не совсем так, как это бы сделал, к примеру, марксист: в
частности, он выводит его из общеарийской древности, единства базового
германо-славянского права и (домысливаю) "германо-славянского
засилья" в постримской Европе: всяких там Рюриковичей и Каролингов.
Другое
дело - "Византия". Там (в пору самого "разгара" феодальной
раздробленности в Зап. Европе и России) пышным цветом цвели самые сложные и
определяемые римским правом частновладельческие
отношения. Помещики и крупные магнаты - были равноправными римскими
гражданами-"частниками". "Частниками" (фермерами) были и
многие крестьяне (преобладающая их часть). При этом "заботливое
государство", порой, "оберегало" их от опёки (полу)феодалов
(точнее - латифундистов "a la Парагвай") и банков -
принудительно расторгая кабальные сделки купли-продажи и ипотеки (в страхе
перед крестьянской революцией: безземелье было бичом Ромейской Империи).
Промышленность
и торговля Восточной Римской Империи были сложными и развитыми системами, в
коих гибко сочетались частное владение и "кейнсианское"
регулирование.
В
10 веке Римская Империя экономически походила, скорее, на Россию или Пруссию
где-то так 1865 года, нежели на что-либо вокруг себя. Другой уровень; другой
порядок (в математическом смысле); другое
качество.
Всё
это регулировалось не обычаями и полудикими "Правдами": "А не
захощет тот смерд куны (или бели какие-то там варварские) платить мёдом, тогда
учинить Перунов Суд... Etc.", - а вменяемыми Кодексами Юстиниана и Василия
(коими и сегодня руководствоваться можно)...
Если
сравнить Византию с тогдашней примитивной и тёмной (за исключением, пожалуй,
Британии) Европой, то последнюю отличала гипертрофированная моносубъектность власти
("власти-собственности").
Причём,
до такой степени власть, собственность и субъект оных не разделялись, что даже
и понятие "государство" здесь как-то неудобно применять: никакого Вам
государства! Только "субъект" (маркграф "на хозяйстве"). О
подобной дикости применительно к тогдашней Ромейской Империи даже и
фантазировать-то смешно...
3.
А чем была в ту пору Римская ("Византийская"; Ромейская) Империя в
общественно-политическом отношении?...
Возьмём,
например, 10 век. "Византия" являет собою вполне современную (нам)
развитую государственность (на фоне дикарских "чифдомов"-полугосударств
Западной Европы), выросшую из системы принципата (переболевшего доминатом).
Император
юридически был магистратурой: должностью.
Эта должность была выборной. Средний
срок правления Василевса объективно составлял 12-13 лет. Да - он был Помазанником
Божиим; да, довольно часто он (по старой "доброй" римской традиции)
становился неограниченным - или почти неограниченным - диктатором... Даже -
порой - деспотом. Но "царём", "королём", etc. по "праву крови"
юридически он не был: и римляне, и греки-ромеи считали такой подход дикостью:
ср. с древнеримским"Caesar non rex!" ("Цезарь - не царь!").
Новая, "византийская", традиция, разумеется, внесла поправки в
римское правовое наследие: в национальном ромейском сознании Император - это
Царь (Василевс); выборы его часто оказывались фикцией; по факту - возникали
династии...
Но
"правовая философия", обосновывавшая (иногда - по умолчанию) власть
Константинопольского Цезаря, была совсем иной, нежели парадигма королевской
власти в Западной Европе. Василевс был "делегирован" Империумом
(совокупностью властной Благодати, распределённой Богом между гражданами,
Церковью, государственными институтами и, конечно, армией), лишь
"фокусируя" его: сравните с китайским подходом, когда Государь,
наоборот, распространяет Благодать (Дэ)
на всё вокруг... Уже в результате Помазания (а не по "праву
рождения") Император становился и прямым проводником Божьей Воли.
Впрочем,
"китайский" подход, чуточку иначе формулируемый (порой - невнятно;
порой - никак вообще не формулируемый), был ведь характерен и для Орды, и для
Руси, и для Франции, и для Британии... Вот немцы - отдадим им должное - римскую
культурно-политическую концепцию власти частично восстановили... Потом ещё и
поляки... Последние (по своему обыкновению) - в форме "дружеского
шаржа".
Технологически
система властных и т.п. институтов Ромейской державы была системой XIX-XX веков.
Что
важно: "в Византийской империи организация власти, хозяйства и быта была
основана на писаном законе" (Г.Г. Литаврин - один из ведущих современных византистов;
в книге "Как жили византийцы"). Да, законы часто нарушались; да -
коррупция в иные поры приобретала колоссальный характер... Но это были болезни развитого общества...
Что
не менее важно: римские законы прямо провозглашали равноправие и свободу граждан. В ту пору, когда в остальной Европе
не существовало даже понятия "гражданин". Опять-таки, эти равноправие
и свобода часто были липовыми (как, к примеру, сегодня у нас): но существовал конституционный принцип, к которому
апеллировали в судах!
Судопроизводство
же в Римской Империи было вполне современным и строго регламентированным. В
частности, уголовный процесс в обязательном порядке включал "следствие,
доказательство обвинения с привлечением свидетелей, адвокатскую защиту,
вынесение приговора и апелляцию к суду более высокой инстанции" (Г.Г.
Литаврин). Для придания приговору литературной и отточенной формы (обычно - в
особенно серьёзных процессах) суд иногда приглашал "софиста" или
"ритора", который, выслушав "простые (и часто - несправедливые)
слова римских зорькиных", превращал приговор в нечто похожее на ноту
Чемберлена (почему-то наиболее ценились риторы/софисты, которые тараторили так
быстро, что писцы за ними не поспевали: например, некий Пселл, который на этой
ниве заработал миллионы)...
В
"просвещённой" (той же "Византией" и арабами) Европе
(включая и Русь) в это время судили "водой и железом";
"спрашивали у Волшебного Волчка"... А высшим "юридическим
шиком" считался поединок истца и ответчика дубинами.
Вооружённые
силы Империи являли собой не буйное скопище дружинников, а регулярную армию с
призывной и контрактной системой, с культурным и образованным офицерским
корпусом...
В
Римской Империи существовало развитое гражданское
общество. Разумеется, в рамках авторитарной (но никак не не тоталитарной!) системы
"цезаризма" и с поправкой на общий дух эпохи (куда деваться -
современная швейцарская система тогда была невозможна технически - даже в
"Византии").
Основой
гражданского общества Романии была система корпораций-профсоюзов (рядом с коей
цеховая система Европы выглядит весьма убого), одновременно являвшаяся системой
торгово-промышленной и потребительской кооперации. Она строилась на принципе
свободного членства при строгом отслеживании уплаты членских взносов и
немедленном исключении неплательщиков. Бедняки и неудачники, конечно,
страдали... Вообще, печать какого-то современно-голландского скопидомства и
буржуазно-педантичной расчётливости лежала на всех сторонах
"византийского" городского
быта.
Эти
корпорации генетически выросли из древнеримских коллегий, развившись до
неузнаваемости.
О
роли корпораций в деле "защиты трудящихся" (скорее - мелких
предпринимателей, но и "рабочей силы" - тоже), об их борьбе с
государством, о детально проработанной системе регулирования бизнеса в
"Византии" можно сложить эпос...
В
Романии всегда была развитая и действенная система местного самоуправления:
городские и сельские коммуны...
В
Римской Империи были легальные политические партии (сложившиеся вполне
"по-римски": как группы цирковых=ипподромных болельщиков) -
"белые"; "красные"; "голубые" и
"зелёные". "Белые" и "красные" к 10 веку
"рассосались", а "зелёные" и "голубые"
превратились в мощные политические группировки, собиравшиеся на ипподромах не
столько посмотреть на лошадок, сколько обсудить очередной план смены гр-на
Василевса.
4.
В Римской Империи был огромный слой интеллигенции - о чём применительно к
тогдашней Зап. Европе или Руси не может и речи идти! Ромейская держава была
страной высокой (если не поголовной) грамотности; "Византия" была
"завалена" литературой (которая, впрочем, была очень дорога).
"...По
сравнению с передовыми средневековыми странами Западной Европы, Византия IX-XII веков заметно выделялась и
относительной распространённостью грамотности в широких слоях простого
(особенно - городского) населения, и уровнем образованности своей
интеллигенции... Образованный византиец не разлучался с книгой." (Г.Г.
Литаврин).
Естественно,
что мощная интеллигенция не могла - хоть бы и в условиях авторитаризма (а порой
- полицейщины и тотального стукачества: римская тайная полиция стоила если не
ФБР, то сигуранцы) - не быть естественным питомником свободомыслия и душой
политической борьбы.
Вот
знаменитый философ Иоанн Итал (в XI веке) - итальянец, правдами и неправдами добравшийся до
Константинополя, чтобы получить приличное
образование. Таки-получил!... Собирает гигантские митинги на главных
площадях Константинополя, пропагандируя античные идеи...
Между
прочим, одной из важнейших составляющих культурно-общественной борьбы Романии,
во всяком случае, до погрома, учинённого дегенератами-уголовниками
("крестоносцами") было противостояние (точнее - диалектическое
оппонирование-синтез) теоретиков Православия и ревнителей античного наследия,
которое (наследие) на самом деле никогда и не прерывалось - благодаря именно непрерывности
Римской Государственности, да ещё арабам; в Западной Европе, современной живому и цветущему Риму, - римские
статуи раскалывали на мощение дорог, а тексты шедевров соскребали, используя
страницы книг для своих корявых каракулей...
Вот
поэт Михаил Глика (XII век) - и книги его тиражируются (это Вам не Прага
какая-нибудь, где одну на весь город книгу приковывали цепями: чтоб не
спёрли... Хотя - кому она там нужна-то была? Разве что - в ту же
"Византию" переправить?) - обличает в стихах, кого не лень
(объективности ради, скажем: очень рискуя); грозит власть имущим:
"Там
правду не удастся скрыть подарками и лестью,
Замолкнут
там язык молвы, доносы сикофантов..."
Разумеется,
я далёк от того, чтобы идеализировать общественную жизнь Романии. Это было во
многом - действительно полицейское
государство. Но это было вполне "современное государство"; там
было - пусть и давимое цезаризмом и стукачеством - общество: это общество боролось за свои права и т.д. Какое может
быть сравнение "Византии", скажем, 10-го века, с дикой, грязной,
поголовно неграмотной, общинно-феодной, примитивной Зап.Европой того же
времени?!!
5.
Рассмотрим теперь актуальный для нас вопрос: массовые народные движения в
"Византии".
Вопреки
пустомелям федотовым и невеждам фонмизесам, революционаризм был перманентной
особенностью ромейского общества...
Частенько
малейшее повышение налогов вызывало цепную реакцию восстаний и приход нового
Цезаря (на первых порах - "либерала")... А что ещё некий
либерал-свободолюб от 6-12 веков может потребовать? Чтоб византийцы
"Декларацию прав человека" нам на радость "сбацали"? И
Робеспьера бы греческого отыскали в среде адвокатуры (по численности
превышающей французскую XVIII века)?... И зачем, спрашивается, им гильотина была нужна?
Они - глаза выкалывали: гуманно - почти, как эвтаназия... Глядите-ка,
современную Голландию обогнали...
Отметим,
что ромейские восстания, в отличие от европейских того же времени, были, по
преимуществу, гораздо более осмысленными и политически грамотными, руководимыми
вполне очерченными городскими политическими партиями...
Всё
это было изрядно замешано на совершенно "уругвайской" традиции путчей
и государственных переворотов - это уж другая песня...
Многие
нюансы ромейской жизни нам сегодня понять трудно: с одной стороны за "оскорбление
Величия Римского Государства" можно лишиться зрения (но не по самодурскому
произволу какого-нибудь безумного Генриха или Иоанна), с другой - некий
"гражданин Стилиан" подходит к императору Льву VI во время богослужения в церкви Св.
Мокия и колотит его палкой по голове... Все - включая и Патриарха -
разбегаются, кто куда...
Вдобавок
к диссидентствующей интеллигенции в городах Римской Империи существовал
огромный слой бездельничающего плебса - верного наследника старых римских
пролетариев; еды им - в отличие от староримских времён - никто "за
так" не давал. Поэтому маленькие бунты и потасовки вспыхивали (особенно, в
рыночных кварталах) чуть ли не еженедельно. При малейшей социальной тенденции к
восстанию - таковое разгоралось немедленно: первым делом - громили Налоговое
Управление и жгли списки налогоплательщиков; затем - грабили магазины и дома
богачей...
В
случае неудачи инсургенты удалялись в Болгарию и объявляли её независимость
(вполне внятно и членораздельно "артикулируя" современные либеральные
воззрения на самоопределение народов)... Кстати, - не без влияния старых
традиций городского и сельского самоуправления - самым популярным лозунгом
восстаний даже в сугубо греческих "регионах" - фемах - (естественно, после лозунга "Долой налоги!" - это
у них была самая больная проблема) был клич "Отложиться!" (от
"проклятого цезаристского государства", конечно же)...
6.
Есть и ещё дурная "либеральная привычка": называть отношения Церкви и
Государства в Романии "цезарепапизмом".
Так,
"пымашь, принято говорить... У прыличном обчестве"...
Но
это то же самое, что называть "режим Буша" - "фашизмом".
Да,
Церковь часто делала то, что было угодно Василевсу... Не всегда - и далеко не
всё!
Да,
порой Император через "придворную партию" и систему интриг и
родственных связей проталкивал свою кандидатуру на пост Патриарха...
Но
часто всё бывало совсем наоборот: Церковь навязывала "своего"
Василевса (а то и поддерживала претендовавшего на этот пост вождя очередной
революции).
Корректно
будет сказать, что Церковь являла собою достаточно самостоятельную и
пользующуюся колоссальным авторитетом силу, находясь в сложно-равновесной
системе отношений с государством и Цезарем. Причём, по причине гораздо более
высокой политической культуры, нежели, к примеру, в Германии того времени, эти
отношения ("борьба-симбиоз") были на голову сложнее, тоньше,
закамуфлированнее, нежели дуболомно-прямолинейная борьба, скажем, пап с
западными императорами...
Что
верно подметил Федотов - власть в Восточной Империи действительно была сакральна.
В
отличие от Западной, католической, Европы - где сакральность власти имитировалась её суррогатом: дурной,
мракобесной, невежественной и грубой пародией
на мистику власти.
И
уж конечно, западноримский папоцезаризм, превращающий Церковь в
бюрократически-централизованный суррогат, ненадёжную замену отсутствующей системы гражданской власти - ничуть не
лучше любого "цезарепапизма" (к примеру, чуть более поздних
британского и российского)...
7.
Суммирую вышесказанное словами старого русского историка Васильева, классика
византиеведения (по поводу Краха 13 апреля 1204 года - разгрома Константинополя
крестоносцами): "Западноевропейское варварство
победило самое культурное государство
средних веков"(курсив мой).
Лучше
не скажешь.
Когда
нынешние "духовные" наследники людоедского Карфагена и троглодитов,
учинивших погром Византии, подлинные носители современного тоталитаризма - США
и "просвещённые европейцы" - громят, бомбят и грабят преемников
Православного Империума - Югославию и Россию; когда они держат сторону
полудиктаторской (и нехристианской) Турции против православной Греции -
невольно вспоминаются эти слова.